В очередной раз перечитываю одну из статей Кураева на тему филиокве и не могу понять.
apologia.narod.ru/lasttime/katolic/kur_duh.htm
Он, как и в других статьях, в основу рассуждений кладет то, что в Боге сначала Личность, а потом сущность. А католики, в его изложении, ставят сначала сущность, а потом Личность. Но это просто какая-то игра слов. Взять меня. Моя личность является отражением моей сущности? Конечно, является. Значит, сущность первична. Моя личность является ли моей сущностью? Да, является. Значит, личность первична. И вот такие логические абсурды возникают просто от того, что понятие "личность" даже применительно к человеку очень туманно. А применительно к Богу это, вообще, непонятно что. Как можно долго и красиво рассуждать непонятно о чем? И ведь, на первый взгляд, у Кураева получается все логично. Но лишь на первый взгляд, потому что сам фундамент, основные понятия, у него лишь туман.
Гораздо правильнее, на мой взгляд, сказать, что у Бога есть некая сущность - это все, что нам недоступно для понимания. И есть то, что нам доступно для понимания - проявления сущности, действия, энергии Бога. Тогда четко проводится грань, одно доступно для понимания, другое недоступно. При таком разграничении понятий, можно строить дальнейшие рассуждения. Сущность и энергии, вполне православное различение понятий о Боге.
А вот, что Лосский пишет про филиокве (он пишет это в виде критики, но, если убрать туманное понятие личности, то это достоинство):
"если Дух Святой исходит от Отца и Сына, как от Единого начала, сущностное единство первенствует над личностными различениями, Лица становятся сушностными соотношениями, отличающимися Друг от Друга взаимопротивопоставлениями; это уже не "Троица проста", а абсолютная простота сущности, принятая за онтологическое обоснование там, где не может быть найдено никакого другого обоснования, кроме как первичное триединство".
apologia.narod.ru/cult/polem/los_ishoz.htm
Ведь это отлично сформулировано! Сущность Троицы проста и непостижима для нашего понимания. Простая сущность едина для всех лиц Троицы, а сами лица крайне сложны. Как я себе представляю, сущность имеет несколько лиц-проявлений (если бы у меня было три лица, спереди, сзади и на животе, они все были бы проявлениями моей сущности). Но все лица действуют одинаково, то есть, у них общее действие, энергия (слово "энергия" означает действие по-гречески).
И если древние святые отцы то только "от Отца" писали, то "от Отца и Сына", как сам Кураев признает, так это лишь потому что каждая словесная формулировка является лишь приблизительной. И так можно приблизиться, и так. С одной стороны рассмотреть бытие Троицы, и с другой. Вполне понятно, что у разных святых отцов разные подходы к описанию. Все они признают несовершенство описаний, хоть и расходятся в них, даже спорят о своих вИдениях. Вообще, известны в истории случаи, когда и по другим поводам святые отцы обвиняли друг друга в ереси. Но те и другие признаны святыми.

"России не стоит бояться усиления НАТО: Франция, союзник России, вернулась в блок и будет очень преданно относиться к двусторонним отношениям."
Н. Саркози
www.vedomosti.ru/politics/news/2010/03/02/95909...

Из православных мало кто знает, что Афанасий Великий в нескольких творениях называет Сына источником Святого Духа. Попалась на католическом сайте его цитата из произведения "О Троице", но не нашел в интернете это произведение, зато нашел другое:

"Посему и Давид воспевает Богу: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет (Псал. 35, 10); ибо знал он сущаго у Бога Отца Сына — источник Святаго Духа".
Афанасий Великий. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан.
mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/incarn_...

А вот, что приводят на католическом сайте:
"Сын есть источник Св. Духа ("О Троице", MG, 26, 1218);
"Сын даёт Духу, и все, что Дух имеет, Он имеет от Слова" (т.е. от Сына) ("Против ариан" MG, 26, 375);
"Дух благоухание и образ Сына". "Так как в Св. Троице единение и единство, то кто мог бы отделить Сына от Отца и Духа Святого от Сына или даже от Отца?"(MG 26, 584-585, 628-629).

В этом свете, все витиеватые рассуждения Кураева о филиокве просто теряют смысл - получается, он спорит со святыми отцами учителями церкви. Когда несколько святых отцов поддерживают филиокве, тут не спорить надо, а смиренно размышлять.
А еще у Кураева резкие высказывания против астрологии. Однако достаточно открыть "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина, чтобы понять истинно православную позицию. Иоанн Дамаскин перечисляет знаки зодиака. Он пишет, что звезды могут влиять на погоду, на политические события, но не могут влиять на свободную волю человека.

Финал "Дон Жуана" - возможно, самая гениальная вещь Моцарта.


Слезный тот день, в который восстанет из праха осужденный грешный человек. Так пощади его, Боже, милосердный Господи Иисусе: даруй ему покой. Аминь.


Одна знакомая переводит на французский аннотацию к российскому лекарству. Она филолог по образованию. Не представляю, если бы не я под рукой, как, вообще, филологи такое могут переводить?? Например, такая фраза: "модулирует активность мембраносвязанных ферментов(Сa независимой ФДЭ)".

Поймал как-то один предприниматель золотую рыбку. Она ему и говорит:
- Отпусти меня, я исполню любое твое желание!
Предприниматель:
- Я хочу, чтобы у меня никогда не было никаких проблем, чтобы я был, как никогда, спокоен, чтобы обо мне все хорошо говорили... и главное - чтобы я не боялся за свое состояние!
Рыбка:
- Ладно... похороны через три дня!

Вскоре после смерти Мухаммеда воины ислама, проявляя невероятную энергию, атаковали христиан. Успехи их были чрезвычайно велики. Палестина, Сирия, Египет - прежде земли, наиболее густо заселенные христианами - пали быстро. К VIII в. мусульманские армии заняли всю христианскую Северную Африку и Испанию. В XI в. турки-сельджуки захватили Малую Азию (современную Турцию), бывшую христианской со времен апостола Павла. Восточная Римская империя - то, что нынешние историки называют Византией - сжалась до размеров, едва превышающих теперешнюю Грецию. В отчаянье император Константинопольский отправил весть христианам Западной Европы, прося их прийти на помощь своим восточным братьям и сестрам.
Так начались Крестовые походы. Они были не измышлением властолюбивых Пап и не жадных рыцарей, а реакцией на более чем четыреста лет завоевательных войн, путем которых мусульмане к тому времени захватили уже две трети бывшего Христианского мира. В некий миг оказалось, что христианство как вера и культура должно либо защищаться, либо пасть пред лицом ислама. Защитниками его и стали крестоносцы.
www.catholiconline.ru/node/109

Слово папе Евгению IV

Сегодня - предначаток всемирной радости! Сегодня духовные лучи солнца мира предвосходят для всей вселенной. Сегодня члены Тела Господня, ранее разделенные и рассеченные в течение многих веков, спешат к взаимному единению! И не страждет Глава - Христос Бог - быть над разделенным Телом, и Любовь не желает совершенно отъять от нас узы любви! Поэтому Он побудил тебя, Первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда, и подвигнул благочестивейшего нашего Императора послушаться тебя, а также сотворил нашего Пастыря и Патриарха забыть старость и долговременное недомогание, а нас - пастырей (находящихся) под ним, отовсюду собрал и сотворил отважиться на долгий путь, и море и прочия бедствия. О, разве не очевидно, что это произошло силою и судом Божиим и что результат также будет хорошим и богоугодным, как уже наперед намечается? Итак, Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгаго времени; уврачуй смутившихся. Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим Ангелам, как подражатель Бога: "Путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите" (Ис.62,10). До каких пор мы, Того же Христа и той же веры, будем друг друга поражать и рассецать?! Доколе мы, почитатели Той же Троицы, будем друг друга угрызать и снедать, пока друг друга не истребим (Гал.5,15) и дадим возможность внешним врагам уничтожить нас?!
aleteia.narod.ru/mark/eug-iv.htm

"Российская армия все чаще обзаводится иностранной военной техникой. Сначала военные решились приобрести в Европе самое современное стрелковое вооружение для спецназа, потом пошли сообщения о покупке нескольких комплектов современной экипировки бойца, далее минобороны купило в Израиле беспилотные авиационные комплексы".
www.kurier.lt/?r=11&a=4154
А сейчас уже покупают большие корабли у Франции. Думаю, Россия и сама могла бы построить корабли, строят же атомные ледоколы и подлодки (хотя с огромными проблемами). Но в данном случае, заодно решается задача по сотрудничеству с западной Европой. Плюс еще закупают лицензии на постройку этих кораблей в России. Правда, строить будут лет 20 с нашим финансированием, так что к моменту постройки корабли могут уже устареть.

Под Воронежем нашли древнего человека, и немецкие ученые решили, что Европа пошла из России:
svpressa.ru/society/article/19246/

"Однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо - лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу."

Если добавить в кашу много толченых орехов, то получается ореховая каша:)

"Что касается визита Папы, то это - дело Римско-католической Церкви. Для нас это был бы визит, который Сербская Православная Церковь только бы приветствовала. Это был бы удобный случай не только для экуменической встречи, но и для диалога, может быть, «золотой» случай для постановки вопроса о повторном объединении и начала разговора, хотя это очень долгий путь и процесс, так как прошло много веков с момента разделения".
www.pravoslavie.ru/smi/1740.htm

Русская зарубежная церковь с В. Лосским, И. Мейендорфом и другими богословами, пишущими на иностранных языках, сыграли большую роль в пропаганде православия на западе. Сейчас католические кардиналы изучают православие и открывают для себя новый мир, по их словам. Настал уникальный исторический момент, когда западная церковь открыта к православию, ищет в нем источник обновления. И Бог не просто так дает Русской церкви сейчас особую благодать - в том числе, чтобы она напитала и великую церковь, основанную в Риме апостолами. А многие в России не понимают еще божественную роль Русской церкви в мировом христианстве. Критикуют диалоги с католиками, живут прошлыми конфликтами, когда политика была смешана с религией. Скажем, воспоминаниями про "злобных католиков" - это были поляки, а злобные, естественно, поскольку Россия их захватила. Сейчас даже политики в Европе стремятся к миру и единению, а христианам сам Бог велел. Только вместе можно решать проблемы, которые ставит христианству современный мир. Так говорит патриарх Кирилл, и я с ним полностью согласен. Любовь и взаимоуважение должны царить между христианами, тогда с молитвенной помощью все богословские и политические разногласия разрешатся. А не жить воспоминаниями о прошлых политических распрях. Настает время великой благодати, исходящей миру из России молитвами святых.

Вина за церковный раскол лежит всегда на обеих сторонах конфликта. В расколе между Восточной и Западной церквами виновато руководство обеих церквей, в лютеранском расколе виноваты как католическое руководство, так и Лютер (изначально Лютер как католический монах ведь просто хотел реформировать церковь, устранить недостатки, без отделения). И во всем, конечно, замешана политика. Тот же Лютер получил мощную поддержку местных политиков, желавших уйти из подчинения Папе, поэтому сильно одобривших "новое богословие".
На самом деле, богословские различия это вовсе не повод для раскола церкви. Некоторые говорят, вот, дескать, западная церковь ввела филиокве, поэтому она отпала. Восточная церковь тоже много раз отпадала от западной. Скажем, когда она осудила Иоанна Златоуста, Рим прервал всякое общение с Константинополем. Рим поставил условие для возобновления общения - оправдание Иоанна Златоуста. Или в эпоху Максима Исповедника Восточная церковь отпала от западной, при Константине Копрониме тоже. Но при всех этих отпадениях единая церковь держалась. Удивительно, что при постоянных отпадениях от православия за свою историю Восточная церковь себя назвала, в итоге, православной. А потом эта "православная" церковь в России несколько веков исповедовала откровенную ересь царепапизма, когда царь объявлялся главой церкви, вопреки словам Христа "Богу Богово, а кесарю кесарево".
Если бы церковь была единой, то, конечно, восточная часть участвовала бы во всех богословских дискуссиях, католических соборах, и богословие единой церкви было бы иным, чем сейчас католическое богословие. То есть, православные раскольники сами виноваты в "ересях" католиков, поскольку демонстративно вышли из диалога и оставили западных богословов развиваться только по своему сугубо западному пути. Сейчас диалог с западом возобновился, и уже за век заметны сильные изменения западного богословия в сторону православия. Рим, изначальная колыбель христианства, освященная апостольской проповедью, кровью тысяч первомученников, почтенная святыми на Вселенских соборах, не должна быть в ереси, вряд ли Бог это допустит. Поэтому истинный путь существования церкви - путь диалогов, а не путь расколов.

"православию в высокой степени присуща малодоступная другим церквам (за исключением древне-восточной) интуиция всеединства. Из этой интуиции вытекает своеобразное, родственное античному, отношение к космосу. Православие любовно его приемлет и выражает приятие его в своем культе с его теургичностью и направленностью и на материальный мир. Оно не мыслит человеческой жизни в обособленности от жизни всего мира как не мыслит и бытия русского народа в отъединенности его от человечества. Отношение его к жизни и аскетизму (ряд исторических недоразумений позволяет некоторым говорить об аскетичности русского православия) иное, чем у католиков или византийцев. Оно не смотрит на земную жизнь, как на юдоль испытаний; жизнь для него не нечто враждебное, злое, подлежащее преодолению и отмене и не простое средство стяжать жизнь вечную. Православие мечтает о преображении жизни, этой самой конкретной жизни, и благославляет ее за то, что есть в ней Божественного. А Божественным в основе своей является все".
Л. Карсавин. Путь православия
www.patriotica.ru/religion/karsavin_orthodox.ht...

Нашел в интернете Покаянный Канон и Акафист Иисусу Сладчайшему на французском. Буду читать теперь на французском, заодно польза и для языка будет.
Есть даже Канон Андрея Критского в переводе с греческого, нашел бы раньше, тоже бы на французском читал.

Molieben - Молебен, но последний слог читается как а в нос, получается молиеба
fetes mobiles - мобильные праздники
Matrona de Moscou - Матрона де Моску