«О те, которые уверовали, сторонитесь многих предположений! Поистине, некоторые из предположений — грех» (Аль-Худжурат: 12).
четверг, 04 февраля 2010
среда, 03 февраля 2010
Люди умирают в самых разнообразных местах, за рулем автомобиля тоже. Если не умирают, то случаются инфаркты, инсульты и другие острые состояния, которые не дают дальше вести машину. С моим дядей так было - инсульт за рулем. Ехал нормально в машине с женой и детьми, вдруг завалился, потерял сознание. По какой-то счастливой случайности не сделал петлю ни на встречную полосу, ни на тротуар.
То есть, когда идешь по тротуару, мимо мчатся машины, никогда нет гарантии, что какая-то машина не заедет на тротуар и тебя не собьет. И когда ведешь сам машину, всегда есть вероятность, что вдруг кто-то въедет на встречную полосу и тебя расплющит в лоб. Особенно на загородных трассах, где большая скорость, достаточно, чтобы что-то неожиданно "кольнуло" у водителя, даже какая-нибудь почечная колика, легкий поворот руля, и он на встречной полосе.
Потом, когда разбирают завалы металла и тел, констатируют "не справился с управлением". Никто уже не будет разбираться, что именно случилось до того момента с несправившимся водителем.
То есть, когда идешь по тротуару, мимо мчатся машины, никогда нет гарантии, что какая-то машина не заедет на тротуар и тебя не собьет. И когда ведешь сам машину, всегда есть вероятность, что вдруг кто-то въедет на встречную полосу и тебя расплющит в лоб. Особенно на загородных трассах, где большая скорость, достаточно, чтобы что-то неожиданно "кольнуло" у водителя, даже какая-нибудь почечная колика, легкий поворот руля, и он на встречной полосе.
Потом, когда разбирают завалы металла и тел, констатируют "не справился с управлением". Никто уже не будет разбираться, что именно случилось до того момента с несправившимся водителем.
В одном приходе крестили мальчика лет 5 – 6. Через неделю его бабушка вместе с ним встретила крестившего его священника и говорит ему: “Поздоровайся, ведь батюшка тебя крестил”. Мальчик посмотрел и ответил: “Нет, меня крестил ангел с крыльями, а батюшка связанный лежал на лавке”.
Почитал в Википедии и на других сайтах про Фому Аквинского, проникся величием его мысли. Но это все лишь капля того, что он мог бы написать. Когда его врач и личный секретарь потребовал, чтобы он немедленно оставил свои ученые занятия, Фома Аквинский ответил: «Не могу, потому что все, что я написал, кажется мне трухой по сравнению с тем, что мне было открыто...». Вот из наиболее интересных идей, на мой взгляд.
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм).
«в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм).
«после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм, концептуализм).
Фома Аквинский отрицал врожденные идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным tabula rasa. Однако людям прирождены «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом.
пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.
Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.
Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога.
Три умственно-познавательных операции:
1) создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание).
2) суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;
3) умозаключение — связывание суждений друг с другом.
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм).
«в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм).
«после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм, концептуализм).
Фома Аквинский отрицал врожденные идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным tabula rasa. Однако людям прирождены «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом.
пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.
Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.
Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога.
Три умственно-познавательных операции:
1) создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание).
2) суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;
3) умозаключение — связывание суждений друг с другом.
вторник, 02 февраля 2010
"Проблема статуса канонов активно обсуждалась в трудах дореволюционных русских канонистов, которые на перечисленные выше вопросы давали разные, причем порой диаметрально противоположные ответы. Сопределённой условностью все эти ответы можно было бы разделить на три группы, обозначиввошедшие в них позиции как догматическую, дуалистическую и позитивистскую.
Согласно первой точке зрения, догматической, между каноном и догматами веры существует теснейшая связь. Как неизменяем догмат, так неизменяем и канон,который никто не может отменить — даже последующий Вселенский Собор. Единственно, что можно сделать с уже принятым каноном — это приспособить его под обстоятельства времени и места, нисколько не меняя при этом идеи, то есть цели,с которой он был прежде принят. Причем сделать это может только последующий Вселенский Собор. Что же касается степени изменяемости даже не содержания, а формы канонического правила, то она минимальна.
Вторая точка зрения на канон — дуалистическая. Суть ее состоит в разделении канонов на каноны догматического и каноны собственно дисциплинарного содержания. Первые — неизменны, вторые — могут быть подвержены изменениям (и порой весьма существенным) в зависимости от требований времени и места. Согласно этой позиции степень изменяемости канона зависит от присутствия в нем догматических или нравственных начал.
Позитивистская точка зрения, признающая неизменность некоторых канонов (в этом она приближается к дуалистической позиции), утверждает, что авторитет канонов зиждется не на том,что Дух Святой изрёк их через Святых отцов, а на общем признании их Церковью. Иными словами, если однажды Церковь утвердила каноны как общеобязательные, то в другой раз она может многие из них отменить или изменить. Этот вывод основывается на убеждении сторонников этого подхода, что жизнь Церкви не изъятаиз общих законов, которым подчиняются все остальные формы общественной жизни. Политические, социальные, экономические, национальные, психические и бытовые особенности у всех народов, входящих в Поместные Церкви — разные, и меняются стечением времени. Поэтому для того, чтобы, как считают приверженцы позитивизма, внешняя жизнь Церкви не застаивалась, а постоянно развивалась, изменять каноны не только можно, но зачастую и нужно."
www.bogoslov.ru/text/393089.html
Согласно первой точке зрения, догматической, между каноном и догматами веры существует теснейшая связь. Как неизменяем догмат, так неизменяем и канон,который никто не может отменить — даже последующий Вселенский Собор. Единственно, что можно сделать с уже принятым каноном — это приспособить его под обстоятельства времени и места, нисколько не меняя при этом идеи, то есть цели,с которой он был прежде принят. Причем сделать это может только последующий Вселенский Собор. Что же касается степени изменяемости даже не содержания, а формы канонического правила, то она минимальна.
Вторая точка зрения на канон — дуалистическая. Суть ее состоит в разделении канонов на каноны догматического и каноны собственно дисциплинарного содержания. Первые — неизменны, вторые — могут быть подвержены изменениям (и порой весьма существенным) в зависимости от требований времени и места. Согласно этой позиции степень изменяемости канона зависит от присутствия в нем догматических или нравственных начал.
Позитивистская точка зрения, признающая неизменность некоторых канонов (в этом она приближается к дуалистической позиции), утверждает, что авторитет канонов зиждется не на том,что Дух Святой изрёк их через Святых отцов, а на общем признании их Церковью. Иными словами, если однажды Церковь утвердила каноны как общеобязательные, то в другой раз она может многие из них отменить или изменить. Этот вывод основывается на убеждении сторонников этого подхода, что жизнь Церкви не изъятаиз общих законов, которым подчиняются все остальные формы общественной жизни. Политические, социальные, экономические, национальные, психические и бытовые особенности у всех народов, входящих в Поместные Церкви — разные, и меняются стечением времени. Поэтому для того, чтобы, как считают приверженцы позитивизма, внешняя жизнь Церкви не застаивалась, а постоянно развивалась, изменять каноны не только можно, но зачастую и нужно."
www.bogoslov.ru/text/393089.html
понедельник, 01 февраля 2010
Cейчас многие оправдывают террор большевиков - кто преступлениями царя, кто прогрессом при Сталине. Я устал доказывать некоторым, что насилию и крови нет никаких оправданий, все можно сделать законно и цивилизованно. Тот же налог можно повысить на богатых и распределить бедным, без всякой крови. Ввести другие социальные гарантии рабочим и крестьянам.
Весь парадокс еще в том, что после кровавой национализации народ стал даже более нищим, чем до нее. И более бесправным, особенно крестьяне. Бойня при переделе собственности привела только к разрушению всей экономики. Без этой разрухи, при цивилизованной социальной реформе не надо было бы ничего поднимать заново, просто развивать имеющийся экономический потенциал. Была бы такая промышленность и такая армия, что Гитлера легко отбили бы прямо на границе.
Весь парадокс еще в том, что после кровавой национализации народ стал даже более нищим, чем до нее. И более бесправным, особенно крестьяне. Бойня при переделе собственности привела только к разрушению всей экономики. Без этой разрухи, при цивилизованной социальной реформе не надо было бы ничего поднимать заново, просто развивать имеющийся экономический потенциал. Была бы такая промышленность и такая армия, что Гитлера легко отбили бы прямо на границе.
воскресенье, 31 января 2010
Общался сейчас с одной женщиной, у которой отец дружил с Александром Менем, она тоже с ним была близко знакома. Она сказала интересные слова, который говорил А. Мень - что нетерпимость и фанатизм это не признак сильной веры, а признак неуверенности.
Мама пишет: "Тебе отец Владимир передает поклон. Что я и делаю. Как он тебя любит! Видно, твое необычное имя на него так магически действует".
Действительно, он часто мне передает поклоны. Отец Владимир это священник в Путиловской церкви, куда мама ходит. А я там появляюсь изредка, когда бываю в России.
Действительно, он часто мне передает поклоны. Отец Владимир это священник в Путиловской церкви, куда мама ходит. А я там появляюсь изредка, когда бываю в России.
суббота, 30 января 2010
Это из заголовка "Новой газеты": novaya.com.ua/?/articles/2010/01/29/085009-9
В общем, я думаю, выйдет так, как и с массой других новых разработок военного комплекса - показали общественности, а потом оказалось, что сильно недоработан и неизвестно, когда будет доработан. Вообще, мне удивительно, как можно на имеющемся аппаратном уровне 30-ти летней давности испытывать блоки современного самолета. Для настоящих испытаний на мировом уровне надо сначала развить электронную и прочую промышленность в России. Очень сомневаюсь, что передовые самолеты возникают без аппаратуры для их испытаний. Да и в сам самолет нужно массу электроники и прочих высокотехнологичных деталей. Производит ли их промышленность России? Риторический вопрос, который виснет в воздухе.
В общем, я думаю, выйдет так, как и с массой других новых разработок военного комплекса - показали общественности, а потом оказалось, что сильно недоработан и неизвестно, когда будет доработан. Вообще, мне удивительно, как можно на имеющемся аппаратном уровне 30-ти летней давности испытывать блоки современного самолета. Для настоящих испытаний на мировом уровне надо сначала развить электронную и прочую промышленность в России. Очень сомневаюсь, что передовые самолеты возникают без аппаратуры для их испытаний. Да и в сам самолет нужно массу электроники и прочих высокотехнологичных деталей. Производит ли их промышленность России? Риторический вопрос, который виснет в воздухе.
Есть в физике и химии такое уравнение Шредингера, за которое он получил Нобелевскую премию. Шредингер предположил, что электрон это стоячая волна, взял уравнение для стоячей волны и применил его к электрону. То есть, уравнение Шредингера это уравнение стоячей волны применительно к электрону. Так вот, самое интересное в том, что уравнение хоть и красиво выглядит, но нерешаемо. Более-менее точные численные решения уравнения на 2000 год удалось получить лишь для простейших случаев - атомов водорода и гелия. Все остальные решения очень приблизительны и малоприменимы к практике. Нужны очень большие компьютерные мощности для решения этого уравнения. Зато все знают, что электрон это стоячая волна, хоть и решить не могут.
пятница, 29 января 2010
Сам Сталин это всего лишь плод постреволюционного режима. Мягкого смели бы через несколько месяцев. Для укрощения кровожадной толпы террористов во главе всегда встает именно такой. Не Сталин, так другого бы эта толпа вынесла в свои вожаки. Мягкий никогда не возглавляет группу людей с бандитским и террористическим прошлым. Так что роль Сталина не стоит преувеличивать. Я бы говорил не об одном человеке, а о системе постреволюционного террора.
Если бы Сталин выступил против этой системы, с этим человеком она бы легко расправилась. Он и так еле держался среди заговоров вокруг себя.
Моего прадеда вывезли с женой и детьми с Украины в Сибирь и бросили посреди леса без всякого имущества, только топор, соль и спички. Большинство, бывших с ним в забитом до отказа поезде, в вагонах для скота, умерло, кто еще в пути от холода, недостатка воды и еды, кто выброшенный в разных местах посреди леса. Моего прадеда звали Кузьмой, в честь него я назван, он спас нашу семью от гибели в сибирской тайге.
Конечно, подобный геноцид своего собственного народа ничто не может оправдать. Но нельзя сказать, что лично Сталин все это делал - по указам, подписанным Сталиным, все было вполне гуманно, то же переселение в Сибирь. Чуть ли не по корове на человека выделялось на бумаге. Сейчас любят повесить на Сталина все преступления постреволюционных нелюдей, которых были сотни тысяч в стране. Хотя преступен был сам режим государственного насилия, который после революций наблюдался во многих странах. А это насилие вызвано тем, что, как говорил и сам Сталин, у революции много врагов.
Если бы Сталин выступил против этой системы, с этим человеком она бы легко расправилась. Он и так еле держался среди заговоров вокруг себя.
Моего прадеда вывезли с женой и детьми с Украины в Сибирь и бросили посреди леса без всякого имущества, только топор, соль и спички. Большинство, бывших с ним в забитом до отказа поезде, в вагонах для скота, умерло, кто еще в пути от холода, недостатка воды и еды, кто выброшенный в разных местах посреди леса. Моего прадеда звали Кузьмой, в честь него я назван, он спас нашу семью от гибели в сибирской тайге.
Конечно, подобный геноцид своего собственного народа ничто не может оправдать. Но нельзя сказать, что лично Сталин все это делал - по указам, подписанным Сталиным, все было вполне гуманно, то же переселение в Сибирь. Чуть ли не по корове на человека выделялось на бумаге. Сейчас любят повесить на Сталина все преступления постреволюционных нелюдей, которых были сотни тысяч в стране. Хотя преступен был сам режим государственного насилия, который после революций наблюдался во многих странах. А это насилие вызвано тем, что, как говорил и сам Сталин, у революции много врагов.
среда, 27 января 2010
В католицизме есть древнее учение о том, что ряд святых обрели благодать больше, чем им было предназначено от рождения, и эта благодать может быть передана другим верующим. Обычно это учение критикуется в православии, но вот в молитве после Акафиста Иисусу Сладчайшему говорится:
"Еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых твоих щедрот"
"Еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых твоих щедрот"
"Время это переменчивый образ неизменной вечности".
Платон
Платон
вторник, 26 января 2010
В своей недавней статье про информацию и энергию мозга в журнале "Brain and cognition" я пишу:
Even when we speculate that brain functions have an ideal component (as algorithms stored in brain structures), the running of these algorithms is impossible without specific transformations of energy in the brain, which follow the principle of free energy minimization at both molecular and more general levels.
То есть, если предположить наличие души (алгоритмов работы мозга, "операционной системы" мозга), для ее реализации в мозгу нужна энергия с ее специфическими превращениями по физико-химическим законам. Впрочем, на бытовом уровне это всем очевидно - чтобы заработала Windows, надо подключить компьютер к электрической энергии. А эта энергия потом преобразуется специальным образом, в соответствии с устройством компьютера. В итоге, получаем работу алгоритма под названием Windows в нашем компьютере.
Even when we speculate that brain functions have an ideal component (as algorithms stored in brain structures), the running of these algorithms is impossible without specific transformations of energy in the brain, which follow the principle of free energy minimization at both molecular and more general levels.
То есть, если предположить наличие души (алгоритмов работы мозга, "операционной системы" мозга), для ее реализации в мозгу нужна энергия с ее специфическими превращениями по физико-химическим законам. Впрочем, на бытовом уровне это всем очевидно - чтобы заработала Windows, надо подключить компьютер к электрической энергии. А эта энергия потом преобразуется специальным образом, в соответствии с устройством компьютера. В итоге, получаем работу алгоритма под названием Windows в нашем компьютере.
понедельник, 25 января 2010
Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. Оно прикреплено канатом к потолку, имеет 160 см в высоту и весит не менее 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.
Кадило приводится в действие путём раскачки восемью служителями (tiraboleiros) в багряных одеждах. Скорость движения кадила достигает 60 км в час; от него валят клубы благовонного дыма.
Кадило приводится в действие путём раскачки восемью служителями (tiraboleiros) в багряных одеждах. Скорость движения кадила достигает 60 км в час; от него валят клубы благовонного дыма.
воскресенье, 24 января 2010
Атеист:
Мне природа диктует что делать. Причем тут Бог? Я не молюсь супу или креветкам. Еда-условие существования, но не цель существования.
Мой ответ:
Думаю, в этом и смысл - чтобы условия не стали целью.
В христианстве цель это не условия жизни, а познание Бога и приобщение к Богу. Обожение человека, как писали святые отцы. Что такое Бог? Никто не скажет точно. Это личный путь познания. Чем больше познаешь изнутри самого себя, тем больше приобщаешься. Поэтому религия не наука - она не на фактах основана, а на субъективном опыте человека. Человек издревле чувствовал Бога, это нечто такое в нас на интуитивном уровне.
Не у всех, конечно. Это как с музыкальным слухом - кто понимает гармонию в музыке, а для кого это нелепый набор звуков.
Религию в этой аналогии можно сравнить с музыковедением. Набор советов по восприятию Бога в себе.
Мне природа диктует что делать. Причем тут Бог? Я не молюсь супу или креветкам. Еда-условие существования, но не цель существования.
Мой ответ:
Думаю, в этом и смысл - чтобы условия не стали целью.
В христианстве цель это не условия жизни, а познание Бога и приобщение к Богу. Обожение человека, как писали святые отцы. Что такое Бог? Никто не скажет точно. Это личный путь познания. Чем больше познаешь изнутри самого себя, тем больше приобщаешься. Поэтому религия не наука - она не на фактах основана, а на субъективном опыте человека. Человек издревле чувствовал Бога, это нечто такое в нас на интуитивном уровне.
Не у всех, конечно. Это как с музыкальным слухом - кто понимает гармонию в музыке, а для кого это нелепый набор звуков.
Религию в этой аналогии можно сравнить с музыковедением. Набор советов по восприятию Бога в себе.