Посмотрел видео с Осиповым, где он задается вопросом, как можно примирить любовь Бога с вечными мучениями для грешников. Отвечает на это, что вечных мучений не будет. Дескать, святые отцы либо, вообще, не затрагивают этот вопрос, либо говорят, что мучения невечны. Приводит цитаты из Иоанна Златоуста про то, что ад побежден Христом.
В общем-то, это дело такое, непринципиальное в плане общего мировозрения, догадок о будущем. Но этот человек не просто философ, он учит будущих священников. А священники, все-таки, должны знать, что большинство святых отцов пишут о вечных муках, и Иоанн Златоуст тоже.
Впрочем, есть священники, которые и в бессмертие души не верят:)

Равноапостольный Николай Японский благословлял православных японцев сражаться за Японию в русско-японской войне. Он им говорил, что Россия - чужая для них страна. В начале русско-японской войны на православную церковь и самого святителя Николая в Японии стали смотреть с подозрением, но свт.Николай показал, что он - прежде всего христианин, а не политик, что он человек Христа, а не агент иностранной державы.
Когда японские православные христиане хотели перезахоронить тело святителя Николая на территории православного собора, светские власти воспрепятствовали этому, сказав, что святитель Николай принадлежит всему японскому народу, и каждый должен иметь возможность поклониться ему.

Сколько смотрел видеокурсов MIT по физике и математике, везде профессора пишут на доске мелом. Стирают тряпкой, оставляя разводы и оказываясь сами в облаке мела. Они, естественно, много пишут, заполняют несколько досок, потом все эти стирают, что создает паузу, пока они стирают. Может, это и неплохо, скажем, пауза во время лекции по математике. Мозг не может постоянно быть в состоянии усилия 40 минут. MIT это самый престижный технический вуз США, а может, и мира. То есть, они пишут мелом вовсе не потому, что у них нет денег на технику (в отличие от российских школ). Видимо, это такая элитная традиция у них.
Закончил сейчас смотреть курс лекций по мат. анализу нескольких переменных, 35 лекций:
ocw.mit.edu/courses/mathematics/18-02-multivari...
Там профессор француз с забавным французским акцентом. Но излагает довольно хорошо, систематично. Пишет на доске даже основные фразы словами, что тоже создает некие паузы. У него штук 6 ездящих туда-сюда досок, поэтому, когда он берется все стирать, возникает пауза, студенты болтают. А еще верхняя доска опускается по нажатию кнопки, когда он быстро успевает стереть нижнюю доску во время опускания верхней, студенты ему аплодируют.

Прочитал про святую Макрину, учительницу каппадокийских отцов. Бабушкой она быть не могла, поскольку с юных лет была в безбрачии. Видимо, тут неточность перевода, имелось в виду "старушка Макрина".

Люди изучают узнавание лиц и контроль эмоций у овец:
Kendrick KM. 2006. Brain asymmetries for face recognition and emotion control in sheep. Cortex; a journal devoted to the study of the nervous system and behavior. 42: 96-98.

"Так, я могу указать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу указать все входы и выходы его, описать образ его жизни и внешний вид, изложить его беседы с народом, описать его обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа; изобразить, как он припоминал слова их, как и что слышал от них о Господе, как он пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово Жизни, – и все его сказания согласовались с Писанием. По Божией милости ко мне я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохранять их в свежей памяти".
Иреней Лионский, послание к Флорину
www.omolenko.com/publicistic/1000.htm?p=4#book1...

С моей стороны чудовищное невежество говорить, что другие традиции хуже твоей; и когда человек говорит: «Я был буддистом, а теперь я православный», мне хочется его спросить: а что такое «быть буддистом»? Назвать себя буддистом? Принять у кого-то посвящение, не понимая ничего из того, что ты делаешь? Или, может быть, человек хорошо изучил тибетский язык, двадцать лет провел в пещерах? Нет, он, скорее всего, даже не прочитал ни одной книги, а просто потусовался, выпил с буддистами и решил: «О, теперь я буддист». У меня к таким людям совет: ребята, прежде чем вы будете говорить о чем-то, давайте вы узнаете это!
Один буддийский лама сказал: «Если твое сердце полно любви — значит, ты буддист». Разве про это же нельзя сказать — значит, ты настоящий христианин? Критерий — любовь, другого критерия я не знаю.
www.pravmir.ru/krasota-v-glubinu/

Сегодня видел цветущее дерево. Листьев на нем еще нет, только голые ветки, но довольно много цветов. Лепестки белые, а внутри розовые. Еще около автобусной остановки в кадке видел синие цветочки. Какие-то холодоустойчивые сорта, поскольку температура около 10-ти градусов. Но уже знак того, что начинается весна.

Василий Великий: «Любое богословское утверждение не достигает Цели по причине понимания говорящего. Наше понимание немощно, а язык наш еще менее совершен» (Цит. по [1, 4-5]).
azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/davydenkov_dog...

На одном православном форуме в контакте пишут, что юридическая теория спасения абсолютно православная и отрицающие ее отрицают православие. Действительно, апостол Павел писал, что Христос искупил вину человека, и во всех молитвах с древности Христа называют Искупитель. Крайне редко встречается, чтобы Христа называли Исцелитель.
Но в юридической теории есть свои проблемы, естественно, поэтому у апостола Павла есть и начатки исцелительной теории. Основная проблема в том, что вина это понятие индивидуальное. Допустим, я не несу вины за воровство моего соседа. Если мой сосед ворует, а я из любви к нему возьму его паспорт и пойду сдамся в прокуратуру вместо него, дескать, "посадите меня в тюрьму", то это ничего юридического - нарушает все принципы права. То же самое со Христом. Было бы неправильно сказать, что я ворую, а Христос пусть за это несет наказание. Это противоречит интуитивным понятиям справедливости, а религия основана на интуитивных понятиях.
Чью же вину искупил Христос? Христос был новым Адамом, поэтому он искупил вину Адама. Некоторые древние отцы даже так прямо и думали, что Адам из вечного пребывания был восстановлен во Христа, чтобы пройти все искушения и победить их. Каким образом Христос был новым Адамом, это вопрос непонятный, но факт в том, что Он прошел все искушения и страдания до самого страшного конца, поэтому вину Адама искупил. Теперь нам остается входить в общность с богочеловеческим новым Адамом, который существует в небесном мире и всегда стремится нам навстречу, старается нас исцелить от болезни души, если у нас есть на то воля. Единясь с новым Адамом, Христом, мы получаем одновременно очищение Его действием в нас, формируем Богочеловечество, которое и будет во веки.

Я думаю, христиане первых веков не заморачивались с богословием Троицы, потому что для них просто не было вопросов, все понятно. Что значит, крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа? Отец это Отец небесный, вседержитель. Сын это Сын Божий - Иисус Христос. А Дух Святой был послан Иисусом Христом на апостолов. Да, у Отца есть Слово, и оно воплотилось в Иисусе Христе, поэтому он и есть Сын Божий. Простое понимание, без всяких ипостасей, сущностей и перихорисисов. И это понимание было вполне достаточным для их духовной жизни.

"...на заседаниях Политбюро все время обсуждаются всякие государственные дела. Сталин малокультурен и ничего дельного и толкового по обсуждаемым вопросам сказать не может. Это очень неудобное положение. Природная хитрость и здравый смысл позволяют ему найти очень удачный выход из положения. Он следит за прениями, и когда видит, что большинство членов Политбюро склонилось к какому-то решению, он берет слово и от себя в нескольких кратких фразах предлагает принять то, к чему, как он заметил, большинство склоняется. Делает это он в простых словах, где его невежество особенно проявиться не может. Ничего остроумного Сталин никогда не говорит. Никаких трудов он в сущности не пишет; то, что является его сочинениями, это его речи и выступления, сделанные по какому-либо поводу, а из стенограммы потом секретари делают нечто литературное (он даже и не смотрит на результат: придать окончательную статейную или книжную форму — это дело секретарское). Обычно это делает Товстуха.."
Борис Бажанов. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М 1990
Надо отметить, что тот же самый, стиль, что описывал Жуков, только с негативной нагрузкой.

Фома Аквинский считал, что у всех Отцов церкви в сочинениях можно найти какую-либо ересь, но только не у Григория.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие (глава «Святитель Григорий Богослов»).

Там, в Афинах, они учились у самых лучших учителей; всего обучение продолжалось их около двадцати лет, собственно в Афинах учились четыре-пять лет, Григорий остался еще дольше. Они выучили все, что можно было получить от образования того времени, но ходили только в церковь, конечно, в Афинах была церковь. И вернулись - сначала Василий, а потом Григорий, Григория выбрали там даже как преподавателя, потому что он так хорошо говорил - как христианский Демосфен.
Когда возвратился, Василий встретился с сестрой, и пишет об этом его брат Григорий Нисский, что ему сестра св. Макрина дала лекцию по Священному Писанию. Так было тогда: Писание училось потом, после всего. Когда все в школе пройдешь, тогда уже можешь приступить к Писанию и богословию.
Они никогда не утверждали чего-нибудь нового - как говорил Василий, "только то, что я получил от моей бабушки Макрины", которая была ученицей св. Григория Неокесарийского, ученика Оригена.
vkontakte.ru/topic-17191909_24318200

Есть различие между религией и верой. Религия это некий набор правил и обрядов для широких масс, это способ структурирования сознания людей, чтобы не разлагались в развлечениях, а были сплоченным коллективом с благородными идеями, развивали силу воли, самоорганизовывались, занимались делом. А вера это внутреннее интуитивное познание человеком бытия. Веры мало всегда среди людей, это талант. Как мало хороших скрипачей, например. Таланту нужно развитие, конечно. В этом тоже роль религии - дать молодым талантам дорогу для развития своей веры. Справляется ли религия со своими задачами? Не всегда, потому что всегда много извращений по разным причинам. Но, в идеальном виде, роль религии в обществе должна быть такой.

Современный греческий автор Христос Яннарас, обобщая опыт отцов греческой Церкви, пишет о богословии:
«Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина. Богословие отождествляется с видением Бога, с непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью. Богословие не есть теория мира, метафизическая система, но выражение и формулирование опыта Церкви, не интеллектуальная дисциплина, а опытное общение, причастие» (Цит. по [1, 2]).
lib.rus.ec/b/122277/read

Дискутировал на православном форуме в контакте о Троице, сначала заявил, что я не понимаю того, что пишут святые отцы о Троице - они описывали нечто, что видели духовным взором, а я не вижу, для меня это противоречивые слова. И чем дальше, тем больше указывал другим на противоричевость их слов об безначальном начале, рождении с сохранением той же сущности и пр. В конце концов, сказал, что ни слова Единица, ни Троица не описывают божественной реальности, это все цифры, взятые из нашей повседневной жизни. Что Символ веры это, действительно, символ на символе, доступный для понимания лишь Боговидцам. Что надо достигать хотя бы небольшой веры, быть способным сдвинуть гору, а не повторять выученные слова из святых отцов, не понимая их. Что после смерти не будет ни цифр, ни рождений и исхождений, а предстояние перед Богом лицом к лицу. В общем, стали призывать меня забанить, а потом удалились из дискуссии:)
Еще обвинили, что у меня каша в голове, перепутал ортодоксию и ортопраксию и пр.
В середине дискуссии объявили меня филокатоликом, но я им сказал, что слова католиков тоже не понимаю, обвинение сняли.

«Очень часто на заседаниях ГКО вспыхивали острые споры, при этом мнения высказывались определенно и резко. И.В. Сталин обычно расхаживал около стола, внимательно слушая споривших. Сам он был немногословен и многословия других не любил, часто останавливал говоривших репликами «короче», «яснее». Заседания открывал без вводных, вступительных слов. Говорил тихо, свободно, только по существу вопроса. Был лаконичен, формулировал мысли ясно.
Если на заседании ГКО к единому мнению не приходили, тут же создавалась комиссия из представителей крайних сторон, которой и поручалось доложить согласованные предложения».
Воспоминания маршала Жукова

Ездил сегодня в госпиталь Пюрпан, на другом конце города, где нашему центру новое здание построили. Смотрели отсек здания для нашей группы. Я вышел на остановке трамвая "Пюрпан", когда трамвай уже проехал некоторое расстояние вдоль госпиталя. Иду, иду, постоянно новые здания госпиталя по обе стороны, а нашего здания и не видно. Так дошел до следующей остановки трамвая. Вот это госпитальный комплекс, размах построенного и еще строящегося впечатляет, гигантомания просто. От следующей остановки трамвая я еще прошел, пока дошел до нашего здания. Мне внутри понравилось - высокие потолки, просторно и светло. В каждом кабинете регулируемый кондиционер, встроенные шкафы с полками. Мне выделили кабинет на двоих с профессором Дегином. Но у профессора Дегина есть кабинет на отделении госпиталя, с приемной и секретарем, так что это просто формальность, он сидеть там не будет. Внутри и снаружи там еще идут работы, строители, в основном, арабы и негры.