"Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит богоотец Давид: "Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его". А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: "Стань, Господи, на место покоя Твоего" (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом, и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!"
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.
но поклоняться нужно только Богу
а почитать и священные предметы
"чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным"
Скажем, вот Моисей каким поклонением поклонялся горящему кусту? Какое явление Бога в Библии не возьми, это не сам Бог, а явление Бога. Даже если тебе столб света с неба упадет, ты упадешь перед ним на колени, будешь не самому Богу поклоняться, а явлению Бога в виде этого столба света.
То есть, как ни крути, ты всегда поклоняешься не Богу самому - необъятному и непредставимому, поскольку мы даже Вселенную не можем представить. Ты всегда поклоняешься Богу в разных явлениях, в том числе явлениям Бога в людях, в частности, во Христе. Крест это тоже явление Бога.
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается крест, из любого вещества, - туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Преподобный Иосиф Волоцкий
«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».
святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа креста... Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства креста».
святой Симеон Новый Богослов
"Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова"
Игнатий Брянчанинов
"Господь не просто сказал: "Сыну Человеческому надлежит умереть", но "быть распяту", для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что в образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нем и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всем!"
Святитель Григорий Нисский
«Как четыре оконечности креста сосредоточиваются в средине и здесь соединяются, так точно силою Божиею держится высота, глубина и долгота, и широта, т. е. вся видимая и невидимая тварь».
Иоанн Дамаскин
Как ни крути, ты ограничена почитательным поклонением лишь действиям Бога, в которых Бог является. Ты, конечно, можешь представить некое светлое облачко и поклоняться ему, но это не значит, что ты поклоняешься Богу вседержителю Вселенной. Ты просто представила себе очередное явление Бога. Да, Бог может явиться светлым облачком, но Бог это не светлое облачко. У тебя, по-любому, будет почитательное поклонение.
Есть вещи, как иконы возводящие нашу мысль при взгляде на них к первообразу, такими вещами может быть в целом и природа, и Крест и т.п. И можно пославлять Бога за это все. Но не поклоняться.