Если представить, в камеру к заключенным в сталинское время посадили православного человека. Он может сразу заявить "я православный", поставить иконки у нар и целыми днями бубнить молитвы. Остальные заключенные на него будут смотреть как на религиозно-помешанного. А можно представить, когда этот человек ничего не заявляет про свое православие, молится тайно. Но он при первом же заходе своем в камеру всем улыбается, приветствует, кого по плечу похлопает, кому доброе слово скажет, кого приобнимет. Все для него, как родные, каждому готов помочь. Все люди будут к нему тянуться. Такому человеку вовсе не нужно ничего говорить про православие, достаточно между прочим где-то упомянуть, что ходит в православный храм, все пойдут с ним в эту религию. Потому что будут видеть плоды - отношение к людям, свет и любовь. А без плодов это не православие, а религиозный фанатизм, он только отпугивает. На самом деле, в религии главное не философские размышления о бытии, а плоды в человеке. Если у человека нет плодов, то у него не религия, а лжерелигия, псевдоправославие. Такая религия это просто пустая форма, без содержания и жизни.
Это не работает. И это одна из причин того, что теперь я другая. Я больше в это не верю. И людей я ненавижу и хочу держаться от них подальше. Потому что моя любовь изменить их не способна, а боли они приносят столько мне, что я выдержать это больше не могу.
Видимо, где-то надо еще уточнять, что к этому стремится православие. То есть, немного надо упоминать про идеалы православия, чтобы люди сопоставляли.