19:23 

Проповедь атеистам

Вдохновился сегодня на проповедь в атеистической дискуссии:)

Надо зайти с другой стороны для понимания Бога. Человеческий разум это часть природы. Из этого следует, что в нем проявляются те же фундаментальные законы, например, квантовой физики, что и вокруг нас. Только мы в себе не формулы видим, которым надо сначала научиться, а другие образы - символы. Это разные мысли, эмоции. Если постепенно отходить от мыслей и эмоций, то мы погружаемся на более глубокий уровень самопознания, ближе к фундаментальным законам бытия. Это некий глубинный уровень (для большинства уровень бессознательного, но более доступный при духовных тренингах). Так вот, Бог это не личность, а основа всякой личности, как и основа всего в мироздании (Бог-Вседержитель, как учит христианство). Кто познает в себе Бога, тот познает и глубинные законы мироздания, которые едины в нас и вовне нас. Христиане считают, что человек может настолько познать изнутри себя Бога (причаститься Богу), что станет Богочеловеком. Высшая степень Богочеловечества признается во Христе, а остальным предлагается достигать этой степени постижения Бога, уподобляться Христу.
Разве не логичное учение о человеке и бытии?
Проявление Бога познается только путем погружения в глубину нашего сознания, путем очищения его от всего суетного. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Поскольку речь о глубине мироздания, которая подлежит всему, нашей речи тоже, то словами она невыразима. В православии есть такое древнее движение -исихазм. Исихасты говорили, что о Боге можно только молчать.
Правильное понимание догм это их понимание лишь как дорожных знаков на пути, чтобы не залететь в канаву. Догмы не определяют духовную жизнь, а лишь ограждают от опасностей.
Исторически, каждый догмат принимался в ответ на какое-то нелепое учение. А не просто так, лишь бы принять. Все понимали, что духовный путь словами не выражается.
Троицу понять довольно легко, это логичная концепция, выросшая из неоплатонизма. Если есть некая основа основ в законах мироздания, которую мы назовем Разум, то Разум должен обретать некую форму, наподобие слов или мыслей. А форма же проявляется в мироздании, значит, нужна сила для ее проявления. Таким образом, устанавливается троичность - Разум (Отец), Слово (Сын) и Сила (Дух). Это все написано в "Точном изложении православной веры" Иоанна Дамаскина.
Отсюда и ясно, почему Христа называют Словом. Потому что он постиг внутри себя форму выражения основы мироздания. Которая в каждом из нас, но большинство очень удалено от нее разным ворохом суетливых мыслей и ненужных эмоций.
Насчет того, что Бог есть любовь. Под любовью тут понимается стремление к единению. То есть, говорится о Боге как едином вседержительном принципе мироздания. Никакого отношения к нашим обычным чувствам это не имеет, если только мы не взошли на глубины чистого Богосозерцания. Это некий образ дается в Библии, несовершенными словами.
Каждый человек, даже если он не петляет вокруг духовного пути, а четко выбирает нужный, всего лишь на пути познания Бога через себя и мир. Православие представляет человека и мир как образ Бога. Образ это икона по-гречески. То есть, вся природа есть икона Единого, лежащего в основе бытия.
Иначе еще говорят, что проявление Бога. Проявление это Теофания - Богоявление. Мир как икона и мир как Богоявление это ключевые православные понятия.

URL
Комментарии
2012-10-14 в 02:08 

Socratus
Я в наркотиках не нуждаюсь, я и так вижу мир живописным, у меня и справка есть (с)
Или я не совсем понял твою мысль или тут грубая ошибка с точки зрения православия.
Так вот, Бог это не личность
Христианский Бог - это Личность. И основа, и дальше почти так, как ты написал. Вот только все равно - Личность. Слово - выражение Основы, и Оно же - Личность, так же как и Основа, и Сила. (Не зря тут и в Евангелии - используются заглавные буквы). Именно поэтому и мы - личности. Логично? Причем каждый из нас, личность неповторимая.
Иначе твое "учение" сильно попахивает пантеизмом, а не православием.


Любовь ты хорошо описал и правильно показал отличие Божественной любви от любви греховной, так называемой страсти.
Но, несмотря на правильные, удачно выраженные мысли, я б ещё упомянул, что это всего лишь грань, которую можно увидеть, но далеко не полное описание той же любви, не говоря уж о Троице, которую, по твоим словам "легко понять".

2012-10-14 в 03:08 

Легко понять концепцию Троицы, некую модель. А саму Троицу понять невозможно. Это я упрощенно выразился.
А личность это совокупность черт характера, эмоций, привычек, воспоминаний, жизненного опыта и пр. К Богу это никак не относится. Считать Бога личностью это поэтичный антропоморфизм. Сейчас модный, но мода пройдет, потому что ни один святой отец так не считал. И в "Точном изложении православной веры" нет ни слова про то, что Бог это личность.

URL
2012-10-14 в 03:10 

Пантеизм это когда природу называют Богом, материю. А когда идеальную основу мироздания называют Богом, это не пантеизм, а идеализм, идущий еще от Сократа и Платона.

URL
2012-10-14 в 03:21 

Кстати, заглавных букв нет в Евангелии в оригинале, это в русском варианте расставили переводчики.
А вот в немецком Евангелии абсолютно все существительные с большой буквы:) Такие правила в немецком.

URL
     

Суровый дневник

главная